«Успех — это постоянная реализация заранее определённых и правильно поставленных личных целей», — Пол Дж. Мейер.
Мнемоническая аббревиатура SMART помогает конкретизировать цель, сделать её более точной и понятной, разделить на действия и необходимые задачи. Каждая буква означает определённое качество выбранной цели и способствует точному пониманию, что хотим получить в итоге.
Релевантность — это не только соответствие реальности, желаниям, потребностям и возможностям, но ещё и взаимодействие со стратегической целью компании, соответствие и ускорение её достижения.
Работает ли эта модель?
Да! Успешные руководители действительно применяют в своей работе методику SMART для точной постановки цели при решения стратегических задач.
Пример:
«Обеспечить конкурентное преимущество на рынке» — это неконкретная цель, в которой нет личной ответственности, процесса достижения или сроков исполнения. В этом случае есть риск не достигнуть желаемого, если не пересмотреть формулировки.
- Нужна конкретика — какое именно конкурентное преимущество, по сравнению с кем, в каких товарах или услугах?
- Измеримость — как мы это сможем измерить, чтобы понять о достижении?
- Достижимость — надо проверить, что цель можно достигнуть, что она не из разряда полёта на Луну.
- Релевантность — соотнесение с глобальными целями, как это повлияет на команду и компанию в целом? Для чего это делается?
- Время на реализацию — в какой срок нужно обеспечить преимущество?
Ну и конечно важно определить что и кто будет делать для получения результата?
Ответьте на эти вопросы и получите лучший результат из возможных. Если вы пропустите любую из букв аббревиатуры, достичь цели будет трудно или невозможно.
Почему у руководителей плохое отношение к модели SMART?
Чаще всего бывает так, что руководитель прошёл тренинг, изучил модель, понял как её применять и начинает её вставлять в каждое поручение вызывая отторжение подчинённых. Потому что не понял или прослушал, в каких ситуациях SMART целесообразно использовать, а в каких — нет.
- Иногда модель просто не нужна. Проще и эффективнее дать задания специалистам в обычной форме, например: позвоните, напишите, соберите статистику, подготовьте презентацию. Для небольших и простых целей SMART не нужен.
Если руководитель чётко понимает, чего нужно достичь и каким путём, а также чётко донёс до своих подчинённых свои пожелания по SMART, он с высокой вероятностью получит ожидаемый результат. В противном случае случится разочарование.
- Если использовать SMART абсолютно везде и начать объяснять цель опытным сотрудникам по этой модели, пытаясь замотивировать или «разжевать» мелочи, у них наверняка возникнет отторжение и ощущение, что с руководителем что-то не так. Всё, что вы получите в этой ситуации — недоуменные взгляды подчинённых в вашу сторону, а также перешептывания и насмешки за вашей спиной.
- Не стоит углубляться в рассуждения о цели, если требуется получить небольшой точечный результат в другом департаменте, отделе или у стороннего специалиста. Достаточно просто обозначить ожидаемый результат.
Когда модель SMART необходима?
Есть несколько ситуаций, когда нельзя пренебрегать тщательной проработкой и постановкой цели для себя и коллектива.
- Цель масштабная и новая, для её достижения требуется работа всей команды. Например, увеличить прибыль на 30% за год при взаимодействии с конкретными клиентами.
- Руководитель выполняет роль наставника, помогает освоиться новичку, обучает претендента на более высокую должность. В этом случае необходимо проговаривать, что именно и в каком порядке нужно делать.
- «Иди на второй этаж в отдел маркетинга, найди Николая Васильева, договорись с ним, чтоб наши материалы завтра до 10:00 отвезли на выставку и выложили у стенда № 431. Лично встретишь материалы, проверишь по спецификации количество, чтобы наши продавцы имели материал для работы с клиентами на весь день. По итогу отчитаешься мне в 10:30».
- Сотрудник быстрее разберётся в ситуации, поймёт, зачем делает те или иные действия, станет более самостоятельным.
- Решать поставленную задачу придётся совместно с другими департаментами или сторонними экспертами. Методика помогает чётко обозначить зоны ответственности и избежать конфликтов во врем работы.
- Босс ставит руководителю новую масштабную цель. Во время диалога с начальником мысленно пробегитесь по модели SMART. Вам сразу станут понятны возможность её достижения, а также проблемы с нехваткой времени, ресурсов, компетенции, если они есть. В этом случае проговорите с боссом моменты, которые вас волнуют, чтобы не оказалось так, что задачу вы приняли, а она оказалась непосильной для вашей команды.
Вывод. Модель постановки цели SMART — это прекрасный инструмент, но использовать его нужно только там, где он действительно необходим. Подобно тому, как микроскоп логично применять для биологических исследований огурца, а не для изучения чистоты овоща перед нарезкой в салат.