База знаний

Производственные конфликты: какие бывают и кто участвует

Рабочие отношения
Мы много времени проводим на работе, общаясь с коллегами, подчинёнными, вышестоящим руководством, партнёрами. Такое плотное взаимодействие может приводить к спорам, ссорам, бойкотам, ухудшению работы коллектива, снижению результатов. 

Определение конфликта и его структура


Производственный конфликт — это один из способов выражения противоречий или несогласия в коллективе. Для некоторых сотрудников — это пугающая ситуация, в которую не хочется попадать, другие стремятся к ней, чтобы закрепить свои позиции в коллективе.

Нужно понимать, что постоянные производственные конфликты это не признак развития команды, проявления лидерских качеств или роста профессионализма. Они, скорее, разрушат сложившиеся отношения, переведут силы команды от работы в плоскость выяснения личных отношений.

Производственный конфликт

Типы конфликтогенов


Как у большинства ситуаций, в которых взаимодействуют двое или группа людей, у конфликта есть свои причины. Противостояние чаще всего генерируют
  • Стремление к превосходству
  • Проявление агрессивности
  • Проявление эгоизма
  • Нарушение правил
  • Неблагоприятное стечение обстоятельств
  • Личная неприязнь

Помимо конфликтогенов у противодействия есть особенности. Правильное классифицирование конфликта поможет справиться с ним и найти нужные инструменты для разрешения проблемы.

По действию
  • Конструктивные. Результатом такого конфликта станет улучшение работоспособности команды, качества товара, повышение дохода
  • Деструктивные. Они приводят к гнетущей атмосфере в коллективе, разрушению межличностных отношений, невозможности работы в команде

По реалистичности
  • Реалистичные (предметные). Они связаны с профессиональными спорами и рабочими вопросами
  • Нереалистичные (беспредметные, эмоциональные). Они часто возникают от личной неприязни или попытки «подсидеть» коллегу

По составу (между кем и кем)
  • Внутренние. Участвуют «группировки» коллег, имеющие противоположные взгляды
  • Межличностные. Соперничают два сотрудника
  • Между личностью и группой. Один из сотрудников вступает в конфликт с коллективом или его частью

Если вы определились, что за проблема назрела в вашем коллективе, пора разобраться, на какой она стадии.

Конфликт  это ситуация, которая развивается и трансформируется, а не точка скандала или активного противостояния, поэтому у него есть своя структура.

Предконфликтная ситуация


Между будущими субъектами конфликта растёт напряженность, которая может длиться довольно долго, пока не наступит ситуация активного столкновения. Свою позицию оппоненты высказывают друзьям, соратникам и руководству, но не друг другу.

Инцидент


Противоборство сторон сначала кажется локальным, а затем развивается с привлечением новых союзников и ресурсов. Стороны открыто высказывают своё мнение, вступают в конфликт и занимают противоположные позиции по одному вопросу.

Эскалация


Наступает апогей противостояния, который не всегда отражает истинные причины производственного конфликта. Это уже война между противниками с желанием нанесения максимального урона, применением оскорбительных или унижающих аргументов, а не поиск истины.

Завершение конфликта


На определённой стадии и руководство компании, и участники противостояния ищут пути выхода из него. Накал борьбы идёт на убыль, противоборство не такое агрессивное, как во время инцидента и эскалации.

Динамика конфликта

Разрешиться конфликт может несколькими путями
  1. Пропадет объект или субъект конфликта. Например, один из участников уволится или новая сфера развития станет неактуальной
  2. Один объект заменяется на другой. Например, спор о правильной механике продаж перейдёт в спор о необходимости развития отдела
  3. Появится новая информация об объекте или дополнительные условия, которые сделают одну из сторон абсолютно правой
  4. Стороны конфликта найдут компромисс или обратятся к независимому арбитру для получения ответа

Впрочем, после завершения конфликта не всегда создаётся хорошая рабочая обстановка. Одна из сторон или обе могут быть не удовлетворены ситуацией и начнут новое противостояние по другим поводам или с другими объектами.

Способы разрешения конфликта, выбор стратегии поведения и другие практические рекомендации мы дадим в следующей статье. Оставайтесь с нами и читайте блог проекта «Князья и Капуста», чтобы изменить свой подход к руководству и управлению коллективом на более эффективный и приносящий удовольствие.
Made on
Tilda