Мы много времени проводим на работе, общаясь с коллегами, подчинёнными, вышестоящим руководством, партнёрами. Такое плотное взаимодействие может приводить к спорам, ссорам, бойкотам, ухудшению работы коллектива, снижению результатов.
Определение конфликта и его структура
Производственный конфликт — это один из способов выражения противоречий или несогласия в коллективе. Для некоторых сотрудников — это пугающая ситуация, в которую не хочется попадать, другие стремятся к ней, чтобы закрепить свои позиции в коллективе.
Нужно понимать, что постоянные производственные конфликты — это не признак развития команды, проявления лидерских качеств или роста профессионализма. Они, скорее, разрушат сложившиеся отношения, переведут силы команды от работы в плоскость выяснения личных отношений.
Типы конфликтогенов
Как у большинства ситуаций, в которых взаимодействуют двое или группа людей, у конфликта есть свои причины. Противостояние чаще всего генерируют
Стремление к превосходству
Проявление агрессивности
Проявление эгоизма
Нарушение правил
Неблагоприятное стечение обстоятельств
Личная неприязнь
Помимо конфликтогенов у противодействия есть особенности. Правильное классифицирование конфликта поможет справиться с ним и найти нужные инструменты для разрешения проблемы.
По действию
Конструктивные. Результатом такого конфликта станет улучшение работоспособности команды, качества товара, повышение дохода
Деструктивные. Они приводят к гнетущей атмосфере в коллективе, разрушению межличностных отношений, невозможности работы в команде
По реалистичности
Реалистичные (предметные). Они связаны с профессиональными спорами и рабочими вопросами
Нереалистичные (беспредметные, эмоциональные). Они часто возникают от личной неприязни или попытки «подсидеть» коллегу
По составу (между кем и кем)
Внутренние. Участвуют «группировки» коллег, имеющие противоположные взгляды
Межличностные. Соперничают два сотрудника
Между личностью и группой. Один из сотрудников вступает в конфликт с коллективом или его частью
Если вы определились, что за проблема назрела в вашем коллективе, пора разобраться, на какой она стадии.
Конфликт — это ситуация, которая развивается и трансформируется, а не точка скандала или активного противостояния, поэтому у него есть своя структура.
Предконфликтная ситуация
Между будущими субъектами конфликта растёт напряженность, которая может длиться довольно долго, пока не наступит ситуация активного столкновения. Свою позицию оппоненты высказывают друзьям, соратникам и руководству, но не друг другу.
Инцидент
Противоборство сторон сначала кажется локальным, а затем развивается с привлечением новых союзников и ресурсов. Стороны открыто высказывают своё мнение, вступают в конфликт и занимают противоположные позиции по одному вопросу.
Эскалация
Наступает апогей противостояния, который не всегда отражает истинные причины производственного конфликта. Это уже война между противниками с желанием нанесения максимального урона, применением оскорбительных или унижающих аргументов, а не поиск истины.
Завершение конфликта
На определённой стадии и руководство компании, и участники противостояния ищут пути выхода из него. Накал борьбы идёт на убыль, противоборство не такое агрессивное, как во время инцидента и эскалации.
Разрешиться конфликт может несколькими путями
Пропадет объект или субъект конфликта. Например, один из участников уволится или новая сфера развития станет неактуальной
Один объект заменяется на другой. Например, спор о правильной механике продаж перейдёт в спор о необходимости развития отдела
Появится новая информация об объекте или дополнительные условия, которые сделают одну из сторон абсолютно правой
Стороны конфликта найдут компромисс или обратятся к независимому арбитру для получения ответа
Впрочем, после завершения конфликта не всегда создаётся хорошая рабочая обстановка. Одна из сторон или обе могут быть не удовлетворены ситуацией и начнут новое противостояние по другим поводам или с другими объектами.
Способы разрешения конфликта, выбор стратегии поведения и другие практические рекомендации мы дадим в следующей статье. Оставайтесь с нами и читайте блог , чтобы изменить свой подход к руководству и управлению коллективом на более эффективный и приносящий удовольствие.