Об уровнях целеобразования
Прежде чем рассматривать эти категории, следует уяснить такой момент: каждая цель может быть сформирована на одном из трёх уровней. А именно:
- «Плывём по течению». Это когда запустили некий бизнес — он идёт себе и идет, цели как бы сами по себе возникают. Например: в этом году заработали миллион — почему бы в следующем не заработать два? Или: три менеджера не справляются с возросшим потоком клиентов — надо нанять ещё одного.
- «Догоним и перегоним». На этом уровне цели ставят с оглядкой на конкурентов: мы шьём куртки на синтепоне, а N фабрика ещё и на синтепухе и холлофайбере — и они хорошо расходятся. Значит, и мы нацеливаемся на расширение ассортимента.
- «Идём своим путём». Так мало кто работает — это постановка целей, направленных на достижение принципиально нового. Например, компания DuPont задалась целью создать сковороду, для жарки на которой вообще не требуется масло, — и изобрела посуду с тефлоновым покрытием.
Типология целей
1. Стратегические
Это видение своей компании в перспективе — где она будет через 3–5–10 лет. На уровне «плывём по течению» с этим совсем беда, ведь так далеко планы не простираются: в этом году фирма выходит в прибыль — надеемся, и в следующем выйдет. Речь тут всего лишь о самосохранении: получится лучше — это замечательно, но главное, чтобы не хуже.
На втором уровне целеобразования руководство просчитывает будущее, исходя из уже имеющихся вариантов: открыть ещё пять магазинов работающей сети, выйти с услугами автоперевозок на всероссийский рынок и т. п.
На третьем уровне руководство занимается стратегическим планированием, которое направлено на изменение привычной «среды обитания». Так, Стив Джобс некогда решил не идти по проторенному пути производства техники, а создать лучший в мире плеер, а затем и телефон на основе новых в то время технологий — и теперь всему миру известна компания Apple, которой сегодня подражают многие фирмы.
2. Тактические
Если стратегические цели отвечают на вопрос «куда идём», то тактические показывают «каким образом идём» и задают программу действий на ближайший год.
На первом уровне целеполагания стратегия фирмы заключается в основном в сохранении статус-кво, поэтому и тактические цели направлены на поддержание равновесия и беспроблемного функционирования. Например, делали рекламу своих услуг в местной газете — в следующем году добавим ещё баннеры по городу и объявление на районной радиостанции.
На втором уровне компания адаптирует тактические цели к изменениям в окружающей среде. Молодежь покупает в основном через интернет? Значит, открываем магазин не только в реале, но и в виртуальном пространстве.
На третьем уровне тактическими целями будет формирование у клиентов новых потребностей. К примеру, когда впервые выпустили шампунь с кератином (веществом, восстанавливающим структуру волос), кто из потребителей его хотел? Никто, поскольку шампунь нужен был для одной функции — удаления загрязнений шевелюры. И тактическими целями производителя стало просчитать целевую аудиторию и создать цепляющую её рекламу.
3. Цели — задачи
Этот тип целей указывает, что конкретно надо делать, и имеет короткий срок исполнения — квартал, месяц, неделя. Например, для участия в отраслевой выставке нужно: подать заявку, проплатить взносы, подготовить материалы и оборудование, назначить представителей, издать соответствующие приказы и т. п.
Как цели — задачи разнятся в зависимости от уровней целеобразования?
- «Плывём по течению» — задачи возникают спонтанно. Руководитель даёт указания и контролирует их выполнение. Подчинённые даже не берутся загадывать, что завтра потребует начальник, да он и сам не очень в курсе: какая проблема возникнет, такую и будем решать. Подвернулась выставка — о, это же прекрасная возможность себя показать!
- «Догоним и перегоним» — целеполагание происходит в виде чёткого планирования работы всеми отделами. Соответственно, каждый работник знает, что он должен сделать в ближайшее время. Участие в той же выставке заранее оговорено и внесено в план как мероприятие, повышающее конкурентоспособность фирмы.
- «Идём своим путём» — тут тоже есть ясный и конкретный план, но он работает не на то, чтобы обогнать конкурентов, а на формирование образа будущего. Если взять опять пример с выставкой, то участие в ней рассматривается, как возможность продвижения новых идей.
4. Цели, касающиеся коллектива
Такие цели существуют всегда, если бизнесмен не действует в одиночку. Как только появляются сотрудники — тут же возникает необходимость направлять развитие коллектива в ту или иную сторону.
На уровне «плывём по течению» целью будет сплотить сотрудников, чтобы все активно работали над повышением благосостояния фирмы. Для «догоним и перегоним» это достижение высоких профессиональных показателей, чтобы успешно конкурировать с организациями-соперниками. Для «идём своим путём» — создание идеологии компании: продвижение продуманных ценностей, формулирование миссии и видения. Кстати, помочь мотивации сотрудников на любом уровне поможет сессия motivation-speech от нашего проекта.
Хотите выяснить, как обстоит дело с целеполаганием в вашей компании? Сложно понять, как дальше развиваться? Стремитесь выйти на более высокую ступень? Со всеми этими проблемами приходите на коучинг к нашим специалистам — мы поможем разобраться.