Loading...
База знаний

Роль лидера в управленческой деятельности

Развитие руководителей
Главная функция менеджера компании — это формирование системы управления и поддержание её в жизнеспособном состоянии. Система состоит из семи взаимосвязанных компонентов, которые необходимо развивать одновременно и равномерно:
  • анализ и планирование;
  • организация бизнес-процессов;
  • постановка задач;
  • обучение персонала;
  • мотивация сотрудников;
  • контроль результатов и корректировка планов;
  • создание ценностей и принципов команды.

Что происходит на практике


Реальность чаще всего далека от идеала: не каждый лидер уделяет одинаковое внимание всем вышеперечисленным компонентам. Менеджеры зачастую делают акцент на одних элементах, пуская другие на самотёк. Это происходит в силу личностных особенностей.

Ведь кто-то из управленцев — сдержанный и рациональный — может быть хорош в планировании и анализе, уделять много времени организации работы и контролю результатов, но игнорировать обучение и мотивацию персонала. Дескать, для повышения квалификации есть курсы и семинары, а стараться работники должны априори, поскольку деньги за труд получают.

Чем плох такой подход? Сотрудники оказываются не в состоянии справиться со сложными задачами — нет необходимых умений и понимания, зачем это нужно. А усложнение деятельности непременно будет происходить, если компания развивается, а не стоит на месте.

Другой лидер — харизматичный, активный и увлекающийся — будет тянуть свою команду по пути саморазвития, вдохновляя всех на подвиги. Но, поскольку ему скучно заниматься планированием и отладкой бизнес-процессов, развитие самой фирмы станет проходить хаотично, скачками, что обеспечит сотрудникам авралы и ударную работу сверх графика.

К чему это приведет? К эмоциональному выгоранию подчинённых, когда их не будут мотивировать ни денежные, ни моральные стимулы. А значит, они начнут работать спустя рукава и фирма не то что не продвинется вперёд, а ещё и сдаст свои позиции.

Что же делать лидеру


В руководстве компанией (отделом, структурой) можно придерживаться одного из двух способов
  • Управлять по результатам — реагировать на то, что уже произошло, а это означает разгребать «завалы», срочно искать работников взамен ушедших, расширять круг клиентов, когда денежный поток почти иссяк, и т. п.
  • Управлять на уровне причин — создавать нужные ситуации в бизнесе в результате принятых решений и осознанно осуществляемых процессов. Это возможно только при наличии эффективной системы управления

Именно второй подход приводит к наиболее высоким показателям в бизнесе. Поэтому тем, кто желает развиваться и расширяться, не обойтись без тщательной проработки всех компонентов системы управления. Для этого лидеру прежде всего надо поработать над собой для приобретения соответствующих навыков. Поможет в таком деле наши тренинги, например «Руководитель-лидер», «Менеджер и организация».