«Планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений», — Д. Хан, немецкий экономист, профессор.
Функция планирования
По-настоящему эффективное планирование — это ответ на три вопроса:
- Где наша компания находится сейчас? Это обозначение отправной точки. Например, сегодня наша фирма лучшая по ландшафтному дизайну в N-ском районе.
- В каком направлении мы хотим двигаться? Ответ на этот вопрос относится к долгосрочным планам, которые охватывают временной промежуток 3−5-10 лет. Например: через три года хотим быть лучшими в области и стать известными в Москве.
- Как именно мы будем делать это? Тут ответы касаются как долгосрочных, так и краткосрочных (оперативных) планов. Возвращаемся к нашему примеру: в течение 3 лет проводим повышение квалификации сотрудников, организуем поиск клиентов сегмента люкс, проводим рекламную кампанию в других районах области, участвуем в отраслевых конкурсах. И, конечно, расписываем подробный план на ближайший год.
Задачи планирования
- Очертить перспективы развития в течение того или иного временного отрезка. План — это всегда конкретные события и определенные даты
- Обеспечить использование ресурсов (материальных, денежных, человеческих и прочих) наилучшим образом. Планирование позволяет чётко просчитать, сколько чего нужно для достижения поставленных целей
- Поддержать конкурентоспособность компании. Это значит предусмотреть такие действия, которые позволят продукции или услугам быть качественными, востребованными
- Улучшить финансовые показатели компании и стабильность её работы. Когда всё чётко спланировано — успех практически гарантирован
Принципы планирования
- Необходимость. Планы обязательны к применению в любом виде трудовой деятельности, будь то закупка семян, проведение рекламной акции, уборка офиса.
- Непрерывность. Процессы планирования осуществляются без остановок. Даже новогодние каникулы — это не «дырка» в планах, а предусмотренный перерыв в работе, который позволит, к примеру, сэкономить столько-то электроэнергии, которая пойдёт на нужды компании в другой период.
- Единство. Планы всех отделов и подразделений компании увязываются в комплексный план организации и служат достижению общей для всех цели. Если хотим стать лучшей в области фирмой по ландшафтному дизайну, то на это работают и дизайнеры, и менеджеры по продажам, и бухгалтерия, и рекламный отдел.
- Точность. Каждый пункт содержит конкретику. Не просто «менеджеры ищут новых клиентов», а сколько коммерческих предложений в день рассылают и какое количество звонков делают.
- Гибкость. Мы живём в изменчивом мире, в котором возникают и непредвиденные обстоятельства, и форс-мажоры, поэтому планы надо составлять так, чтобы их было легко скорректировать и перестроить. Не прошли в участники одного конкурса? Под рукой должен быть список других аналогичных мероприятий.
- Эффективность и оптимальность. Разрабатываются такие варианты, которые при существующих ресурсах позволят фирме добиться наибольшего экономического успеха. К примеру, при проведении рекламной кампании следует рассчитать, какие каналы принесут наибольший приток клиентов. Так, фирме по ландшафтному дизайну не стоит участвовать в выставке бытовой химии, даже если участие в ней очень дешёвое — это будут выброшенные на ветер деньги.
- Простота и ясность. Планы должны понимать не только разработчики, но и исполнители всех уровней.
Что такое правильный план
Это подробно расписанное решение сделать что-либо с указанием конкретных способов. Оно обязательно содержит ответы на такие вопросы:
- Как делать?
- Где всё происходит?
- Когда (даты начала и окончания)?
- Почему — то есть какие причины привели к необходимости данного действия?
- Зачем это совершать (каких результатов хотим достичь)?
- Кто будет делать, а также кто несёт ответственность, контролирует, корректирует?
Для облегчения составления планов и увеличения их эффективности предлагаю использовать сессии фасилитации, которые проводят опытные ведущие.