Loading...
База знаний

Сторителлинг в работе руководителя

Тренинги Развитие руководителей
Хотите быстрее и точнее доносить информацию до подчинённых? Вдохновлять их и мотивировать? Для этого не нужны глубокие познания в психологии, достаточно овладеть одним речевым приёмом.

Сторителлинг (Storytelling) — это искусство увлекательного рассказа.
К нему можно отнести мифы, легенды, сказки, притчи, былины, рассказы, детективы, романы и многое другое. Вам не нужно выпускать свой сборник сказок для офиса, но речь придётся слегка трансформировать.

Как и зачем рассказывать истории?


Хороший storytelling — это ответы на многие вопросы: кто я, зачем я здесь, как я вижу ситуацию, какие знания могу и хочу передать, почему я так думаю, почему стоит так думать вам, я знаю, о чём вы думаете, и другие.

С помощью правильной истории можно вдохновить своим примером или уберечь от ошибок, объяснить политику компании и определить роли сотрудников, разрешить конфликт или сплотить команду.

Сторителлинг уместен и в начале нового проекта, и если коллектив пережил неприятный профессиональный опыт, и если вы чувствуете, что коллеги устали и потеряли мотивацию.

Принципы правильного сторителлинга


  1. Говорите правду. Аудитория это чувствует, вы становитесь более раскованным и добавляете больше деталей
  2. Оставайтесь на одной волне со слушателями — подбирайте понятную лексику, пользуйтесь популярными терминами или устойчивыми выражениями
  3. К любому факту добавляйте детали (цифры, имена, названия). Он станет понятным, логичным и обоснованным
  4. Найдите точки влияния. История не должна сообщать только о фактах, она нужна, чтобы произвести какое-то действие или вызвать какую-то эмоцию у аудитории.

У сторителлинга должен быть каркас. Он позволяет следить с интересом за вашим рассказом, даже если история банальная или скучная.

Заголовок — объяснение, почему нужно дослушать до конца; ядро — предложение (что и как будем делать); призыв к действию.

Ядро — это живая личная история, которая подходит к выбранной тематике. Когда вы делитесь своим опытом, рассказываете об эмоциях и пройденном пути, вы становитесь ближе к аудитории, заставляете её сопереживать и чувствовать большую связь и с вами, как с руководителем, и с остальной частью команды, которая тоже слушала историю.
В ядре обязательно нужно вызвать интерес у слушателей, рассказать историю принятия решения или сделанного выбора, затем первые шаги к победе, затем падение (проигрыш), затем выход из ситуации и путь к спасению.

Твист «шаги героя + усугубление ситуации + выход из неё» нужно использовать в истории 2 раза — это минимум, который даст внимание аудитории и не утомит.

Для рассказа об ошибках или негативном опыте выбирайте не личные, а чужие истории («Мой знакомый руководитель, или программист из конкурирующей фирмы, или мой друг»), чтобы не получить ненужную жалость, снижение уровня уважения и восприятия как лидера команды.

Кажется, что всё просто: озвучили тему собрания или беседы, объяснили, зачем это надо, рассказали, что хотите, и предложили решить задачу совместно или раздали рабочие указания. Но такой подход равноценен приказу о назначении заданий, он не несёт в себе эмоций, и команда воспримет всё стандартно. А наша цель — сделать общение более эффективным, запоминающимся.

Зачем нужны метафоры?


Уже доказано, что из слов человек черпает только 15% информации, остальное получает из бессознательного: жесты, образы, звуки, метафоры. Чтобы оказывать большее влияние на аудиторию, нужно зацепить бессознательную часть её сознания.

Применяйте язык образов и метафоры

Образ должен быть цензурным, понятным и небанальным. «Надёжный, как Калаш» — выражение и понятное, и цензурное, но настолько замыленное, что слух его уже не воспринимает как яркий образ. Ищите собственные сравнения, неизбитые фразы, и аудитория запомнит каждое ваше слово.
Язык образов можно использовать в заголовке и ядре истории, он сработает как «крючок» для интереса и усваивания информации.

Метафора — это объяснение сложных вещей на примере простых. Она помогает аудитории разобраться в ситуации, принять правильное (нужное вам) решение.

Например, руководителю не нужно изучать психологию глубоко, чтобы эффективно управлять командой, достаточно простых речевых навыков, доведённых до автоматизма. Если нужно покрасить стену, не надо звать Никаса Сафронова или «Школу ремонта», достаточно правильных инструментов и недолгих тренировок, чтобы сделать самостоятельно и хорошо.

Метафору также лучше использовать в ядре истории, а ещё в призыве к действию.
В следующей статье мы расскажем, как понять, работает ли ваш сторителлинг, и как написать отчёт с помощью этой техники.

Если вы заинтересовались и хотите приобрести этот речевой навык, приходите на мастер-класс «Сторителлинг». Алексей Слободянюк расскажет о своём пути, даст всю информацию по созданию историй и научит вас управлять людьми.
Made on
Tilda