Фасилитация — что это?
Это методика ведения групповых процессов, о которых упоминалось выше. Она направлена на регулирование взаимодействия между участниками с целью облегчить достижение результата. Слово «фасилитация» именно так и переводится с английского — «облегчение».
Это способ поощрить людей делиться идеями и взглядами, критически переосмысливать сказанное и услышанное для того, чтобы отыскать наиболее эффективные пути решения проблемы.
Кто такой фасилитатор?
Для полноценного применения фасилитации необходим фасилитатор — ведущий мероприятия. Также его называют посредником, поскольку он сам не участвует в беседе, а только помогает другим высказать свою точку зрения, услышать оппонента.
Фасилитатор управляет процессом обсуждения, но не вмешивается в содержание встречи. Его функция — обеспечить принятие решения, с которым согласятся все участники дискуссии, а каким именно оно будет — посредника не касается.
Обязанности фасилитатора
- Вовлекать каждого в обсуждение, пресекать попытки кого-либо доминировать и навязывать своё мнение
- Вмешиваться в дискуссию, если она перестает быть конструктивной и скатывается к «базарным дрязгам»
- Исправлять дисфункциональное поведение (повышение голоса, излишне эмоциональные выражения, стремление отгородиться от всех и т. д.)
- Резюмировать обсуждение, находить точки соприкосновения разных мнений
- Подвести участников к завершению встречи с достижением результата
Фасилитатор помогает определиться, чего хотят достичь участники мероприятия, стимулирует выполнять общие действия. Также напоминает людям об их ответственности за достижение поставленной цели и сам несёт ответственность — за то, чтобы каждый собеседник остался доволен итогами встречи.
Качества, необходимые фасилитатору
- Коммуникабельность. В данной деятельности прежде всего важны умение и желание общаться с разными личностями. Ведь любое мероприятие с фасилитацией — это контакты вживую с несколькими людьми одновременно
- Объективность. Ведущий должен уметь отстраняться от темы беседы и выслушивать всех беспристрастно, быть готовым принять любую идею
- Внимательность. Посредник должен уметь как удерживать внимание в течение долгого времени, так и равномерно распределять его между несколькими участниками
- Стрессоустойчивость. Общение с людьми никогда не проходит полностью гладко: процесс обсуждения нередко бывает весьма жарким — с обвинениями и скандалами, да и в адрес посредника возможны неприятные выпады. Он должен уметь не принимать это близко к сердцу и вести мероприятие дальше
- Устойчивость к информационной перегруженности. Когда каждый высказывает свою точку зрения и приводит аргументы, накапливается очень много сведений, из которых ведущему надо уметь вычленить главное и найти общее для всех
- Высокая адаптивность. Мероприятия с фасилитацией, например стратегические сессии, не имеют строго расписанного плана — только основные вехи продвижения. Поэтому ведущий должен быть устойчивым к неопределённости и уметь быстро приспосабливаться к любым обстоятельствам
Где найти фасилитатора? Первый вариант — «вырастить» в своём коллективе. Второй вариант — обратиться в компанию ASTRA.
#Стратегические сессии #Деловая игра «Князья и капуста»