База знаний
Фасилитация

Что такое фасилитация и кто такой фасилитатор

От бизнес-тренеров и коучей сегодня всё чаще можно услышать слово «фасилитация» с рекомендацией применять её для совещаний, обсуждений, конференций, стратегических сессий и пр. Давайте разберёмся, о чём идёт речь.

Фасилитация что это?


Это методика ведения групповых процессов, о которых упоминалось выше. Она направлена на регулирование взаимодействия между участниками с целью облегчить достижение результата. Слово «фасилитация» именно так и переводится с английского — «облегчение».

Это способ поощрить людей делиться идеями и взглядами, критически переосмысливать сказанное и услышанное для того, чтобы отыскать наиболее эффективные пути решения проблемы.


Кто такой фасилитатор?


Для полноценного применения фасилитации необходим фасилитатор — ведущий мероприятия. Также его называют посредником, поскольку он сам не участвует в беседе, а только помогает другим высказать свою точку зрения, услышать оппонента.

Фасилитатор управляет процессом обсуждения, но не вмешивается в содержание встречи. Его функция — обеспечить принятие решения, с которым согласятся все участники дискуссии, а каким именно оно будет — посредника не касается.

Обязанности фасилитатора


  • Вовлекать каждого в обсуждение, пресекать попытки кого-либо доминировать и навязывать своё мнение
  • Вмешиваться в дискуссию, если она перестает быть конструктивной и скатывается к «базарным дрязгам»
  • Исправлять дисфункциональное поведение (повышение голоса, излишне эмоциональные выражения, стремление отгородиться от всех и т. д.)
  • Резюмировать обсуждение, находить точки соприкосновения разных мнений
  • Подвести участников к завершению встречи с достижением результата

Фасилитатор помогает определиться, чего хотят достичь участники мероприятия, стимулирует выполнять общие действия. Также напоминает людям об их ответственности за достижение поставленной цели и сам несёт ответственность — за то, чтобы каждый собеседник остался доволен итогами встречи.

Качества, необходимые фасилитатору


  • Коммуникабельность. В данной деятельности прежде всего важны умение и желание общаться с разными личностями. Ведь любое мероприятие с фасилитацией — это контакты вживую с несколькими людьми одновременно
  • Объективность. Ведущий должен уметь отстраняться от темы беседы и выслушивать всех беспристрастно, быть готовым принять любую идею
  • Внимательность. Посредник должен уметь как удерживать внимание в течение долгого времени, так и равномерно распределять его между несколькими участниками
  • Стрессоустойчивость. Общение с людьми никогда не проходит полностью гладко: процесс обсуждения нередко бывает весьма жарким — с обвинениями и скандалами, да и в адрес посредника возможны неприятные выпады. Он должен уметь не принимать это близко к сердцу и вести мероприятие дальше
  • Устойчивость к информационной перегруженности. Когда каждый высказывает свою точку зрения и приводит аргументы, накапливается очень много сведений, из которых ведущему надо уметь вычленить главное и найти общее для всех
  • Высокая адаптивность. Мероприятия с фасилитацией, например стратегические сессии, не имеют строго расписанного плана — только основные вехи продвижения. Поэтому ведущий должен быть устойчивым к неопределённости и уметь быстро приспосабливаться к любым обстоятельствам

Где найти фасилитатора? Первый вариант — «вырастить» в своём коллективе. Второй вариант — обратиться в компанию ASTRA.

#Стратегические сессии #Деловая игра "Князья и капуста"