Перечень необходимых навыков
Создавать пространство. Это означает умение рассчитывать, какое помещение понадобится для того или иного мероприятия, какие материалы и оборудование будут задействованы.
Устанавливать правила. Надо очерчивать рамки допустимого по таким параметрам: поведение участников, манера высказывания, временной регламент.
Давать чёткие инструкции. Все шаги сопровождать ясным и однозначным пояснением, что делать. Это поможет участникам двигаться в едином направлении.
Управлять временем. Чётко оговаривать временные рамки и в процессе работы контролировать их, сигнализируя участникам об истечении отведённых минут. Без задержек переходить от этапа к этапу.
Применять технику активного слушания. Это значит дать понять человеку, что его слова принимаются во внимание. Техника подразумевает владение такими методами: отзеркаливание — дословное повторение слов говорящего, парафраз — пересказ своими словами, уточнение — просьба разъяснить сказанное, развитие мысли собеседника — продолжение высказывания в том же русле.
Поощрять. Вербально ободрять выступающих, хвалить за проявление активности.
Поддерживать баланс. Строить процесс так, чтобы высказаться и быть услышанным мог каждый участник.
Сводить идеи. Показывать сходные моменты в появляющихся предложениях, подчёркивать схожесть мнений.
Собирать свой рабочий кейс. У ведущего должны быть в запаснике самые разные упражнения, игры, задания — для повышения уровня энергии, расслабления, улучшения настроения, раскачки мозговой активности.
Где используют фасилитацию
Эту методику часто применяют в рамках различных мероприятий:
- тренингов;
- семинаров;
- стратегических сессий;
- совещаний;
- конференций;
- тимбилдинга.
Мы предлагаем использовать этот инструмент и как самостоятельную форму групповой работы при подготовке и согласовании проектов или документации, при проведении фокус-групп, а также для разрешения конфликтных ситуаций.
Что делать для развития навыков фасилитации?
Учиться столь эффективному методу ведения групповых процессов можно самостоятельно, благо литературы по этому вопросу хватает и в библиотеках, и на просторах интернета. Однако в таком случае будет сложно заметить свои ошибки, а они непременно появятся, ведь овладение любыми навыками невозможно без огрехов на начальном этапе. В результате путь автономного обучения может привести к разочарованию в фасилитации как таковой, поскольку она не даст ожидаемого эффекта.
Намного результативнее учиться у мастеров этого дела, которые и знания дадут, и ошибки подправят, и навыки отшлифуют. А для начала стоит принять участие в мероприятиях с фасилитацией своими глазами увидеть, как работают в рамках такого подхода профессионалы.
#Стратегические сессии #Деловая игра «Князья и капуста»